Скоро, в самом начале июня у нас образуется еще один парламент - авагани. Как бы не темнили отцы нации с названиями, это именно парламент и есть. Кстати, дурной пример тут, кажется, подали грузины, назвав свои органы самоуправления сакребуло. Намекая на то, что демократия для грузин - дело привычное, и потому демократические институты имеют древние названия. Мы им достойно ответили «авагани». Но и мы, и грузины имеем ввиду то, что создано не нами - парламент, о котором и пойдет речь.
Первый наш парламент был долгожданным и как-то пытался отразить бурлящее общество того времени. По крайней мере, люди там были разные, без политического опыта, многие - вообще без никакого, а некоторые - просто неспособные накапливать опыт. Последнее событие, достойное обогатить файл опыта, стирало первую запись из-за ограниченного объема файла. И потому многие призывали забыть прошлое, а некоторые - наплевать на настоящее. Файл опыта у последних был заблокирован, и туда больше ничего не записывалось.
Философия армянского парламентаризма чем дальше, чем больше уходила от идеализма и, согласно Марксу и КО, надежно шла к материальному. Роль денег все возрастала и сегодня в парламенте уже полностью доминирует Республиканская партия Армении - партия крупной буржуазии. Члены партии этого не скрывают, и скорее всего, гордятся этим. Понятно, что те, которые попали в парламент по партийным спискам республиканцев, не все, как один, миллионеры. Но они в той партии, которая стоит на защите идейных интересов богачей. Конечно, сюда примешано немного и национальной идеологии, взятой у Нжде, но что-то не помнится, чтобы Нжде страдал, когда обижали крупного буржуа. И вообще, у него патриотизм не был функцией достатка. Но в РПА считается, что именно богатство легко соединяется с патриотизмом. Наверное, имеется ввиду, что у богатого много добра, все с собой за границу не утащишь, и это естественным образом привязывает его к родной земле. А вот тот, кому не повезло обзавестись добром, или у него его отобрали богатые, тот, получается...
В общем, не в этом суть. Нет идеологий без изъянов. А суть в том, что большинство в парламенте взяла партия крупной буржуазии, выразительница интересов крупных богачей. А сила идей стяжания богатства оказалась столь сильна, что к этой партии примкнули, не задумываясь, и партия социалистов АРФД, опровергая свое назначение, и партия «Страна законности», отдающая себе отчет, что богатство у нас с законом не очень дружит.
Итак, создав термоядерную властную коалицию, за бортом которой осталось всего 7 оппозиционеров из «Жарангутюн» и несколько независимых депутатов, борцы за интересы крупной буржуазии составили разгромное большинство, что, как известно, никак не отражает социальную структуру общества. И потому многие полагают наш парламент несостоявшимся. Но это не так. Парламент наш состоялся, и если искать аналогии в международном парламентаризме, то более всего он напоминает палату лордов в Англии. Она, правда, уравновешена палатой общин, но не все же сразу? Сначала - одно, и только потом - другое.
Начнем с совпадений. Палата лордов формируется на антидемократической, невыборной основе. У нас это, конечно, не так, но если спросить обывателя, на каких принципах формируется парламент, то он предпочтет сказать, что недемократических. За исключением нескольких избирательных участков в центре Еревана, остальные подвержены чуткому восприятию как административного, так и финансового ресурсов. И выбор депутатов у нас чаще всего предопределен, с минимумом сюрпризов. Как и у них, где выборов в палату лордов нет вообще и пэры - члены палаты лордов пользуются пожизненным правом участия в парламенте.
Кстати, раньше место в палате лордов могло быть и наследовано, но не так давно англичане поняли, что даже лордам нельзя предоставлять династических привилегий. Лорд лордом, а дети вырастают кретинами и у них. Может, чуть меньше, чем у нас, где почти всякий разбогатевший как бы дает клятву вырастить преступников либо из сыновей, либо из родственников. Так что у нас о наследовании мест в парламенте просто не может быть и речи. Представьте себе не то чтобы парламент, а просто место, где много детей нуворишей. Говорят, что такие детки нормализуются в третьем поколении, но английский опыт показывает, что и на третье поколение больших надежд возлагать нельзя. Если исходить из классического английского детектива, вместе собираться им противопоказано в любом поколении - обязательно кого-нибудь, да замочат. И все зависит от того, окажутся ли рядом мисс Марпл или Эркюль Пуаро, чтобы положить конец убийствам, пока не перемочили всех.
Итак, места в парламенте наследовать нельзя - это ясно. Но мне кажется, что и отдавать их на всю жизнь тоже глупо. Избирательная компания или проходное место в партийном списке стоит, по слухам, в районе $ 0,5 млн. Под «палату лордов» можно подобрать мест 70, назначив цену за каждое в $ 1 миллион. Если желающих окажется больше - продавать мандаты «палаты лордов» с аукциона. Цена вполне умеренная. Не так давно два депутата от, кажется, РПА увлеклись аукционом на автомобильные номера и довели цену номера до 400 с гаком тысяч долларов. А это все-таки мандат депутата, а не автомобильный номер.
Можно быть абсолютно уверенным - эти 70 мест в подавляющем большинстве будут заняты уже известными нам депутатами, так что в личностном плане потерь - никаких. Спикер палаты лордов будет называться лордом - канцлером, так в Англии. У нас это будет Овик Абрамян, брат Джоника Абрамяна. Или можно будет найти другое название лорду - канцлеру. Назвали же мы городской совет «авагани»?
Теперь о том, чем они будут заниматься. В Англии Палата лордов обладает как законодательной, так и судебной властью. Но у них она с 14 - го века, за столько времени даже самый тупой лорд чему-нибудь, да научится. Правда, английская осмотрительность ограничила судебные функции палаты лордов, и они в ней принадлежат лишь ограниченному числу пэров, обладающих необходимым юридическим опытом, которых называют лордами-законниками. Конечно, лучше было бы наших лордов до судебных дел не допускать, но кое-что отдать им придется. Можно и у нас назначить пару лордов- законников (не путать с «лордом в законе»), которые осуществляли бы судебные процессы открыто, но те, где цена иска и судебной ошибки невысоки. Можно придумать еще какое-нибудь дело, исход которого мало что значит. И не надо лордам обижаться, что их не хотят допускать к работе. У них будет главное - охранная грамота в виде депутатского мандата, за которую можно будет заплатить всего лишь деньгами, а не унизительной политической работой, обещая народу золотые горы, покупая голоса избирателей и каждый раз понимая, что в политике обманывают хуже, чем на азиатском базаре.
Итак, у нас будет высшая палата или палата армянских лордов, состоящая из примерно 70 пэров. Она, можно сказать, уже состоялась, остается законодательно оформить. Но для работающего парламента необходима еще и вторая палата, палата общин или народных представителей. Вот тут уже нужно проследить, чтобы кандидаты в депутаты не были аффилированы с крупным бизнесом, и чтобы социальный состав народных представителей хоть как-то этому народу соответствовал. Если 70 мест уйдут под крупных собственников, то их негативное давление на палату общин может уменьшиться. Это - с одной стороны. С другой - общинная жизнь армян так или иначе была связана с Церковью, и она и сегодня должна активнее участвовать в общественной жизни. И если она станет призывать кары Господни на головы фальсификаторов - это может сработать, и выборы в палату общин могут пройти относительно прилично.
Так что не надо впадать в пессимизм по поводу отсутствия у нас Собрания народных представителей. Одна, правда, малая часть народа уже практически организована в палату. Остается малость - создать и другую, для остальных. И этот же бесценный опыт использовать в авагани Еревана. Причем, если большую часть лордов отмобилизовать в НС Армении, то в Ереване можно будет обойтись однопалатным авагани. Который социально хоть как-то будет соответствовать избравшим его горожанам.
Палату лордов мы создали. Дело за палатой общин
Скоро, в самом начале июня у нас образуется еще один парламент - авагани. Как бы не темнили отцы нации с названиями, это именно парламент и есть. Кстати, дурной пример тут, кажется, подали грузины, назвав свои органы самоуправления сакребуло. Намекая на то, что демократия для грузин - дело привычное, и потому демократические институты имеют древние названия. Мы им достойно ответили «авагани». Но и мы, и грузины имеем ввиду то, что создано не нами - парламент, о котором и пойдет речь.
Первый наш парламент был долгожданным и как-то пытался отразить бурлящее общество того времени. По крайней мере, люди там были разные, без политического опыта, многие - вообще без никакого, а некоторые - просто неспособные накапливать опыт. Последнее событие, достойное обогатить файл опыта, стирало первую запись из-за ограниченного объема файла. И потому многие призывали забыть прошлое, а некоторые - наплевать на настоящее. Файл опыта у последних был заблокирован, и туда больше ничего не записывалось.
Философия армянского парламентаризма чем дальше, чем больше уходила от идеализма и, согласно Марксу и КО, надежно шла к материальному. Роль денег все возрастала и сегодня в парламенте уже полностью доминирует Республиканская партия Армении - партия крупной буржуазии. Члены партии этого не скрывают, и скорее всего, гордятся этим. Понятно, что те, которые попали в парламент по партийным спискам республиканцев, не все, как один, миллионеры. Но они в той партии, которая стоит на защите идейных интересов богачей. Конечно, сюда примешано немного и национальной идеологии, взятой у Нжде, но что-то не помнится, чтобы Нжде страдал, когда обижали крупного буржуа. И вообще, у него патриотизм не был функцией достатка. Но в РПА считается, что именно богатство легко соединяется с патриотизмом. Наверное, имеется ввиду, что у богатого много добра, все с собой за границу не утащишь, и это естественным образом привязывает его к родной земле. А вот тот, кому не повезло обзавестись добром, или у него его отобрали богатые, тот, получается...
В общем, не в этом суть. Нет идеологий без изъянов. А суть в том, что большинство в парламенте взяла партия крупной буржуазии, выразительница интересов крупных богачей. А сила идей стяжания богатства оказалась столь сильна, что к этой партии примкнули, не задумываясь, и партия социалистов АРФД, опровергая свое назначение, и партия «Страна законности», отдающая себе отчет, что богатство у нас с законом не очень дружит.
Итак, создав термоядерную властную коалицию, за бортом которой осталось всего 7 оппозиционеров из «Жарангутюн» и несколько независимых депутатов, борцы за интересы крупной буржуазии составили разгромное большинство, что, как известно, никак не отражает социальную структуру общества. И потому многие полагают наш парламент несостоявшимся. Но это не так. Парламент наш состоялся, и если искать аналогии в международном парламентаризме, то более всего он напоминает палату лордов в Англии. Она, правда, уравновешена палатой общин, но не все же сразу? Сначала - одно, и только потом - другое.
Начнем с совпадений. Палата лордов формируется на антидемократической, невыборной основе. У нас это, конечно, не так, но если спросить обывателя, на каких принципах формируется парламент, то он предпочтет сказать, что недемократических. За исключением нескольких избирательных участков в центре Еревана, остальные подвержены чуткому восприятию как административного, так и финансового ресурсов. И выбор депутатов у нас чаще всего предопределен, с минимумом сюрпризов. Как и у них, где выборов в палату лордов нет вообще и пэры - члены палаты лордов пользуются пожизненным правом участия в парламенте.
Кстати, раньше место в палате лордов могло быть и наследовано, но не так давно англичане поняли, что даже лордам нельзя предоставлять династических привилегий. Лорд лордом, а дети вырастают кретинами и у них. Может, чуть меньше, чем у нас, где почти всякий разбогатевший как бы дает клятву вырастить преступников либо из сыновей, либо из родственников. Так что у нас о наследовании мест в парламенте просто не может быть и речи. Представьте себе не то чтобы парламент, а просто место, где много детей нуворишей. Говорят, что такие детки нормализуются в третьем поколении, но английский опыт показывает, что и на третье поколение больших надежд возлагать нельзя. Если исходить из классического английского детектива, вместе собираться им противопоказано в любом поколении - обязательно кого-нибудь, да замочат. И все зависит от того, окажутся ли рядом мисс Марпл или Эркюль Пуаро, чтобы положить конец убийствам, пока не перемочили всех.
Итак, места в парламенте наследовать нельзя - это ясно. Но мне кажется, что и отдавать их на всю жизнь тоже глупо. Избирательная компания или проходное место в партийном списке стоит, по слухам, в районе $ 0,5 млн. Под «палату лордов» можно подобрать мест 70, назначив цену за каждое в $ 1 миллион. Если желающих окажется больше - продавать мандаты «палаты лордов» с аукциона. Цена вполне умеренная. Не так давно два депутата от, кажется, РПА увлеклись аукционом на автомобильные номера и довели цену номера до 400 с гаком тысяч долларов. А это все-таки мандат депутата, а не автомобильный номер.
Можно быть абсолютно уверенным - эти 70 мест в подавляющем большинстве будут заняты уже известными нам депутатами, так что в личностном плане потерь - никаких. Спикер палаты лордов будет называться лордом - канцлером, так в Англии. У нас это будет Овик Абрамян, брат Джоника Абрамяна. Или можно будет найти другое название лорду - канцлеру. Назвали же мы городской совет «авагани»?
Теперь о том, чем они будут заниматься. В Англии Палата лордов обладает как законодательной, так и судебной властью. Но у них она с 14 - го века, за столько времени даже самый тупой лорд чему-нибудь, да научится. Правда, английская осмотрительность ограничила судебные функции палаты лордов, и они в ней принадлежат лишь ограниченному числу пэров, обладающих необходимым юридическим опытом, которых называют лордами-законниками. Конечно, лучше было бы наших лордов до судебных дел не допускать, но кое-что отдать им придется. Можно и у нас назначить пару лордов- законников (не путать с «лордом в законе»), которые осуществляли бы судебные процессы открыто, но те, где цена иска и судебной ошибки невысоки. Можно придумать еще какое-нибудь дело, исход которого мало что значит. И не надо лордам обижаться, что их не хотят допускать к работе. У них будет главное - охранная грамота в виде депутатского мандата, за которую можно будет заплатить всего лишь деньгами, а не унизительной политической работой, обещая народу золотые горы, покупая голоса избирателей и каждый раз понимая, что в политике обманывают хуже, чем на азиатском базаре.
Итак, у нас будет высшая палата или палата армянских лордов, состоящая из примерно 70 пэров. Она, можно сказать, уже состоялась, остается законодательно оформить. Но для работающего парламента необходима еще и вторая палата, палата общин или народных представителей. Вот тут уже нужно проследить, чтобы кандидаты в депутаты не были аффилированы с крупным бизнесом, и чтобы социальный состав народных представителей хоть как-то этому народу соответствовал. Если 70 мест уйдут под крупных собственников, то их негативное давление на палату общин может уменьшиться. Это - с одной стороны. С другой - общинная жизнь армян так или иначе была связана с Церковью, и она и сегодня должна активнее участвовать в общественной жизни. И если она станет призывать кары Господни на головы фальсификаторов - это может сработать, и выборы в палату общин могут пройти относительно прилично.
Так что не надо впадать в пессимизм по поводу отсутствия у нас Собрания народных представителей. Одна, правда, малая часть народа уже практически организована в палату. Остается малость - создать и другую, для остальных. И этот же бесценный опыт использовать в авагани Еревана. Причем, если большую часть лордов отмобилизовать в НС Армении, то в Ереване можно будет обойтись однопалатным авагани. Который социально хоть как-то будет соответствовать избравшим его горожанам.
Арен Вардапетян