Дебаты

02.03.2011 14:30


Армения и «неформалы»

Армения и «неформалы»

В гостях у «7or» психолог Сона Мелик-Карамян и представитель неформальной молодежи Ваге Туманян

-Говоря о проблемах в обществе, постоянно подчеркивается то, что у нас что-то не то, затем делается плавный переход к молодежи и отмечается о неформальных явлениях, которые происходят среди ее представителей. Есть ли среди нашей молодежи подобные явления или они просто являются индивидами, объединенными вокруг каких-то определенных интересов.

Сона Мелик-Карамян: Я считаю, что они являются индивидами, объединенными вокруг каких-то определенных интересов. Не хочу называть это движением, потому что представители молодежи объединяются вокруг каких-то интересов и не желают политизировать всë это. Но, в то же время, это имеет место с подросткового возраста, когда человек из узкой среды - семьи, школы – переходит в большую среду, начинает оценивать общество и перед ним открывается путь самопознания.

-Что мы подразумеваем под словом «неформал». Есть ли такое понятие  у нас?

Ваге Туманян: Да, конечно, есть. Я часто общаюсь с такими людьми. Среди моих друзей тоже  есть такие люди. Встречаются также люди, у которых есть проблемы дома, что и заставляет их примкнуть к таким движениям. Я выбрал этот путь, исходя из своих интересов - музыки, вкуса и т.д.

-Чем, по-твоему, ты отличаешься от остальных?

В.Т.- Например, тем, что слушаю рок-музыку. Не знаю почему, в нашем обществе этот стиль музыки не прижился и не считается нормальным.

С. М.-К. - По-моему, неформальное – это, то, что не умещается в рамки «формального», то есть, того, что принято в нашем обществе, в частности, среди старшего поколения. Те представители молодежи, которые хотят найти себя, пытаются выйти за рамки этих стереотипов. Когда в семье возникают какие-то проблемы, так как семья – это малая модель общества, он пытается идти против этого и находит новый путь.

-Кто-то восстает против семьи, а кто-то – против общества. Против чего борешься ты?

В.Т. –Я борюсь за мои интересы. Например, я не буду слушать Спитакци Айко. Но я и не принуждаю общество слушать дэт-метал. Это дело вкуса. Просто мне хотелось бы, чтобы меня поняли.

-Хочешь сказать, что общество принуждает тебя?

В.Т. –Нет, не принуждает. Но когда я говорю, что не буду слушать то, что слушает большинство, начинают возникать противоречия. Мои интересы – совершенно иной мир для них.

С. М.-К. –Те неформальные объединения, которые есть у нас, носят гораздо более степенный характер, чем в России. Чем больше развита демократия, тем больше таких объединений. Чем больше общество является состоявшимся, тем больше в нем четких ценностей и никто не делает свой выбор по принуждению. Например, если у человека есть выбор между тремя специальностями, он сам решает свой путь, в дальнейшем уточняя свою общественную позицию. Когда неопределенность невелика, создается спокойная атмосфера, и это не может не отразиться на мышлении или поведении молодежи. Но с другой стороны, для самореализации это не столь  благоприятно.

-Никто не мешает Ваге слушать  музыку, которую он предпочитает. С другой стороны, он хочет отличаться. Является ли это однозначно нормальное желание проявлением неформального поведения?

С. М.-К. -Мы можем выделить два варианта проблем, связанных с преодолением подросткового возраста. Когда подросток легко адаптируется и не восстает против чего-либо – это очень хороший вариант для родителей, потому что им кажется, что они могут сохранять нормальные отношения с подростком. Однако так они не позволяют подростку расти и разиваться. Второй вариант (который, говорят, является более нежелательным) – когда подросток разными способами выражает отрицательные эмоции и этим протестует. Родители не хотят принимать это, но именно через это ребенок развивается и продвигается. Но я считаю, что в обществе должны быть сбалансированы и первый, и второй варианты.

- Тебе нравится, когда тебя называют неформалом?

В.Т. –Несомненно.

С. М.-К. -Мне кажется, что те представители молодежи, которые следуют неформальной субкультуре, более умны, любознательны в разных сферах, у них есть творческая жилка. То есть, с одной стороны, молодой человек еще более развивается в интеллектуальном плане, с другой же – чрезмерная эмоциональность становится более непонятной для окружающих.

-Если происходит бунт, то он направлен против общества. Нравится ли тебе наше общество и то, что происходит вокруг нас?

В.Т. –Затрудняюсь ответить.

-Каков наш президент глазами неформала? Будет ли он, по-твоему, слушать дэт-метал?

В.Т. –Мне кажется, не будет.

-Что тебе не нравится больше всего?

В.Т. –Наверное, ограниченное мышление. Я выступаю за анархию. Мне хотелось бы, чтобы у представителей нашего общество не было никаких комплексов, или хотя бы чтобы их было не так много. Нужно сделать так, чтобы люди, имеющие различное мышление, живущие разной жизнью, смогли бы понять друг друга.

С. М.-К. – Согласна, что надо понимать друг друга. Толерантность очень важна для нашего общества.

-Молодежные движения на Западе привели к серьезным культурным изменениям. Есть ли у нас молодые люди, объединенные вокруг конкретной идеи, или неприятие распространенных стереотипов является лишь способом становления и самовыражения?

С. М.-К. –Думаю, у нас не так распространены такие движения, в которых есть  серьезная идеология и которые имеют целью добиться серьезных изменений в обществе.

-Мы пережили трагические события 1 марта 2008 года. Почему, по-вашему, эти события произошли?

В.Т. –Честно говоря, не хочу отвечать на этот вопрос. Я не интересуюсь политикой. Вообще не слежу за выборами. У меня другие интересы, всë остальное меня не занимает…

-Если бы группа «Металика» выступила в Ереване и заявила, что вы должны проголосовать за этого человека. Отдал бы ты свой голос в его пользу?

В.Т. –«Металика» такого не сказала бы.

-А если бы сказала?

В.Т. – Не отдал бы.

Беседу вел Вахтанг Маргарян

Последние материалы этого заголовка