Комментарии

09.10.2010 12:57


Внутрикоалиционный ребус: «50 + 1» – РПА + Вардан Осканян

Внутрикоалиционный ребус: «50 + 1» – РПА + Вардан Осканян

Отвечая на вопросы журналистов, председатель партии «Процветающая Армения» (ППА) Гагик Царукян снова выдвинул озвученную им во время парламентских выборов 2007г. формулу «50+1». То есть, он хотел сказать, что желает завладеть контрольным пакетом НС, со всеми вытекающими из этого последствиями.

В 2007г. воплотить в жизнь «50+1» не удалось. Точнее удалось, но не ППА, а Республиканской партии Армении. И вот снова в оборот вводится формула «50+1» и снова «Процветающей Арменией». Однако между нынешним и тогдашним «50+1» есть несколько различий. Во-первых, тогда ППА была новосозданной партией и участвовала на выборах впервые. Во-вторых, в формальном плане ППА является сейчас членом правящей коалиции и второй по весу силой парламента, тогда же все было иначе. И самое главное, в 2007г. стремление к «50+1» воспринималось как часть программ Роберта Кочаряна, а сейчас, когда член правящей коалиции говорит о «50+1», то выходит, что ставится задача сменить власть, конкретнее - отстранить Сержа Саргсяна от власти.

Многие не заметили, но Царукян во время своего брифинга, по сути, выразил недоверие правительству. «Мы работаем над тем, чтобы суметь взять полноценное большинство, суметь реализовать наши программы. Были тысячи голосований, мы предлагали наши программы, которые мы, будучи  меньшинством, не могли провести. Сегодня мы боремся за то, чтобы стать большинством, чтобы иметь 50+1, чтобы реализовывать наши программы и суметь руководствоваться принципом  "слово-дело"», - заявил Царукян. Из слов лидера ППА выходит, что, прежде всего, они не согласны с решениями правительства и парламентского большинства, но поскольку не имеют достаточного ресурса голосов, то не могут оппонировать РПА. Во-вторых, если Царукян говорит о  «50+1», то выходит, что, по меньшей мере, он хочет изменить состав правительства, который, согласно Конституции РА, утверждается парламентом. А если было выражено желание изменить состав правительства, то уже понятно, каким будет следующий шаг.

Кстати, в этой заочной перепалке Сержа Саргсяна и Гагика Царукяна применяется ряд технологий. Власти в лицо улыбаются, но за глаза, при помощи «оппозиционных» средств массовой информации, периодически порицают Царукяна. В частности, распространяются слухи о покушении на лидера ППА, целью которых является оказание психологического давления на Царукяна и его окружение.

Предложив на пост вице-председателя Национального собрания бывшего члена партии «Оринац еркир» Самвела Баласаняна, Царукян своеобразно унизил «Оринац еркир». Правда, представители указанной партии не приняли участия в голосовании, но были вынуждены смириться с кандидатурой Баласаняна. Этот факт был особенно примечательным на фоне тех действий Сержа Саргсяна, которыми президент РА пытается усилить «Оринац еркир», чтобы в будущем (в случае необходимости) сделать ее служащей РПА силой-придатком.

Учитывая всё это, не исключено, что Саргсяну будет нанесен очередной кадровый удар и в 2012г., в преддверии выборов, в ППА окажется Вардан Осканян, который, начиная с 2008г. отличился критикой политики Сержа Саргсяна, особый акцент которой был сделан на уничтожение «футбольной» дипломатии. Таким образом, Царукян косвенно противопоставит себя также и внешней политике Сержа Саргсяна. В случае Осканяна, политическая риторика ППА подвергнется определенным переменам, что не может не повлиять на внутрикоалиционные взаимоотношения. Насколько реализуется данный сценарий, покажет время. В любом случае, один факт очевиден: действующая коалиция является всего лишь следствием инерции, а РПА и ППА вступят в жесткую гонку друг с другом. У обоих нет альтернативы - обе партии хотят владеть 50+1. А это значит, что Серж Саргсян больше не хочет иметь коалицию и делить власть с кем-либо. Гагик Царукян, в свою очередь,  не хочет быть вытесненным из системы, а поскольку два этих желания несовместимы, следовательно, волей-неволей, стороны пойдут на столкновение. Дарвиновская теория еще не утратила свою актуальность, тем более, в политических джунглях Армении.

Карен Акопджанян

Последние материалы этого заголовка