Мнение

09.09.2009 16:11


Открытое письмо Национальному Собранию Республики Армения

Открытое письмо Национальному Собранию Республики Армения

Неоспоримо, что установление мирных и добрососедских отношений с Турцией и Азербайджаном является для Армении главной политической задачей, соответствующей национальным интересам всего армянского народа.

Фундаментом для восстановления армяно-турецких отношений является признание Турецкой Республикой своей ответственности за восстановление права армянского народа свободно жить на своей исторической родине. Это право было попрано в результате изгнания и геноцида армян в Османской империи в 1915 году и оккупации кемалисткими войсками в 1920 году части территории независимой Армении.

Фундаментом для восстановления армяно-азербайджанских отношений является признание Нагорно-Карабахской и Азербайджанской Республик равноправными государствами, образованными на территории Азербайджанской ССР во время распада СССР. Совершенное в 1992 году со стороны государств ОБСЕ/СБСЕ, признание территориальной целостности Азербайджана в границах Азербайджанкой ССР являлось грубейшим нарушением права на самоопределение народа Нагорного Карабаха. Оно стало одной из причин широкомасштабной войны в Нагорном Карабахе в 1992-1994 годах, остается постоянным источником угрозы ее возобновления и служит главным препятствием для нахождения справедливого решения в затянувшемся процессе мирного урегулирования конфликта. Исправление этого нарушения является основой для справедливого урегулирования карабахского конфликта.

Существующее международное правовое положение Армении, значительно ограничивает ее возможности защищать законные национальные интересы армянского народа, опираясь на нормы международного права. Главной причиной такого положения является то, что во время и после распада СССР, право на самоопределение армянского народа было существенно ограничено принятым на себя со стороны Армении обязательством уважать территориальную целостность Азербайджана, Грузии и Турции и нерушимость существовавших с ними границ Советской Армении. Принимая на себя эти обязательства Армения согласилась, что провозглашенная народом Нагорного Карабаха независимость может быть признана, только с согласия Азербайджана, а вопросы предоставления независимости Нахичевану и автономии Джавахку – внутренее дело соответственно Азербайджана и Грузии. Вместе с этим, признавая нерушимость армяно-турецкой границы, установленной Карским договором 1921 года, Армения фактически согласилась считать законным  захват со стороны Турции Карской области и Сурмалу - территории первой армянской республики, оккупированной в 1920 году кемалисткими войсками.

Совершенно очевидно, что эти действия изначально шли в разрез с национальными интересами армянского народа,  служили ограничению его права на самоопределение и сохранению режима его неполноценного существования. Политическое руководство Армении совершая такие шаги отклонилось от принципов, провозглашенных в преамбуле и в тексте Декларации о независимости Армении и нарушило нормы внутреннего права Республики Армения.

Основным правовым препятствием, на пути полноценного самоопределения армянского народа и прекращения его изгнания с исторической родины является Хельсинский Заключительный акт СБСЕ принятый в 1975 году,  к которому Армения присоединилась 8 июля 1992 года. Образование СНГ и присоединение государств Балтии и СНГ к этому международному договору произошло вопреки нормам международного права, поскольку в этот момент государства-участники СБСЕ нарушили свое обязательство уважать присущие и охватываемые суверенитетом СССР, защищенные конституцией СССР, права автономных образований и национальных меньшинств в Советском Союзе. В том числе, нарушение этого обязательства привело в 1992 году к ущемлению прав НКАО и армянских национальных меньшинств в советских республиках Азербайджана и Грузии.

Построенная на обмане и лжи система международных правовых отношений между государствами ОБСЕ и СНГ развалилась после признания Российской Федерацией независимости Абхазии и Южной Осетии. Эти действия стали открытым нарушением формальных норм Хельсинского Заключительного акта, которое подрывает существование общего режима нерушимости границ в Европе и коренным образом меняет положение каждого участника этого международного договора в отношении дальнейшего выполнения им своих обязательств.

В соответствии с подпунктом с) второго пункта 60-ой статьи “Приостановление договора или прекращении его действия вследствие его нарушения” Венской конвенции О праве международных договоров, Республика Армения имеет право ссылаться на это нарушение, как на основание для приостановления действия Хельсинского Заключительного акта в целом или в части в отношении самой себя.

Таким образом, в настоящее время Армения имеет открытую дорогу, опираясь на нормы международного права, исключить определение статуса Нагорного Карабаха из предмета переговоров по урегулированию карабахского конфликта и признать независимость Нагорно Карабахской Республики. Также Армения может освободить себя от обязательства, считать нерушимой границу установленную Карским договором.

Вместе с тем, в соответствие с пунктом а)  45-ой статьи “Утрата права ссылаться на основание недействительности или прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия” той же Конвенции, Республика Армения утратит это право, если своими действиями определено покажет свое согласие, что договор, в зависимости от случая, действителен, сохраняет силу или остается в действии.

Ратификация Протокола об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой республиками является для армянского государства действием, показывающим, что оно определенно соглашается, что для Армении Хельсинский Заключительный акт СБСЕ сохраняет силу.

Неотъемлемое право народа Республики Армения требовать от Национального собрания осуществлять государственную политику Республики Армения в соответствие с  принципами изложенными в преамбуле и тексте Декларации о независимости Армении.

В силу этого Национальное собрание обязано прояснить вопрос действительности для Армении Хельсинского Заключительного акта до подписания и ратификации Протокола об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой республикой.

Сохранение и далее государственной политики Республики Армения, основанной на ограничении права на свободное самоопределение армянского народа и отдаляющей восстановление исторической справедливости, будет означать, что органы власти в Армении сознательно и последовательно идут по опасному пути к полному и окончательному отчуждению армянского народа от своего государства, в первую очередь той части армянского народа, которая существует вне пределов Армении. Подобная государственная политика не может более оставлять прогрессивные силы армянского общества, как внутри, так и за пределами Армении, безразличными к судьбе своего народа. Совершенно очевидно, что закономерным ответом на такую политику станет объединение этих сил в политической борьбе за свободу армянского народа от фиктивных международных обязательств ущемляющих его национальные интересы.

С глубоким уважением,

Андриас Гукасян

Председатель правозащитной общественной организации “Комитет за и против СССР”

Последние материалы этого заголовка