Мнение

08.07.2009 13:35


Логика карабахского «урегулирования»

Логика карабахского «урегулирования»

Есть все основания думать, что вопрос Карабаха в ближайшее  время останется нерешенным. И избегая неблагодарного дела - разговоров о сроках его разрешения, можно предположить лишь, при наличии каких условий будет возможным разрешение этого трудного и интересного конфликта.

Сегодня все заинтересованные стороны используют Арцахскую проблему для обоснования и закрепления своих интересов на Южном Кавказе.  Так себя ведут как конфликтующие армяне и азербайджанцы, так и все их соседи и сильнейшие мира сего: Россия, США и ЕС. И так как в борьбе за Южный Кавказ ни одна из сил не обладает подавляющим преимуществом, то сегодняшний «статус-кво» будет сохраняться.  Имеются два способа решения Карабахского вопроса:  или стороны приходят к такому варианту решения вопроса, который приемлем для всех, что маловероятно, вернее сказать - невозможно, либо  соотношение сил меняется таким образом, что одна сверхмощная сила диктует свою волю вместе со своим региональным, находящимся в конфликте союзником или вместе с соседями последнего.

Очевидно, что Карабахская война возобновится не по инициативе армян или азербайджанцев, а только лишь по распоряжению России. Иначе, другой распорядитель  нежелательным образом будет иметь дело с российским оружием.    А в случае этой опасной игры  США, ЕС, Турция, Иран и даже Израиль никогда не будут сидеть, сложа руки. И новое столкновение может перерасти в крупный региональный конфликт. В условиях все еще нерешенного конфликта в Грузии и  имеющихся проблем в Чечне и Дагестане Россия не может гарантировать какую-либо победу. Кроме того, война может стать поводом к вытеснению России из Южного Кавказа, и это в том случае, когда сегодня все осознают и даже принимают, что Южный Кавказ является традиционной зоной влияния России и с этой реальностью необходимо считаться. А фактически существующая ситуация на Карабахском фронте дает возможность давить на рычаги влияния когда и как это бывает удобно.

Двойственные  возможности  решения проблемы с точки зрения международного права создают такое поле для альтернативы, где участие в игре на данный период  для всех сторон становится выгодным. В этом и кроется причина того, что стороны не в силах самостоятельно принимать решения ни в мирных, ни в военных условиях, ни даже в условиях между миром и войной. Очевидно, что в борьбе  за Южный Кавказ, шансов на победу больше всех у России. Более того, если НАТО и его саттелиты активно говорят или проводят какие-то половинчатые военные учения в Грузии,  то Россия со своими сателлитами концентрирует свои силы по всей линии от Черного до Каспийского моря и отвечает беспрецедентными военными учениями «Кавказ - 2009». И в этих условиях  даже страны-инициаторы «Восточного партнерства» заявляют, что реализация программы в полной мере на данном этапе представляется невозможным. Очевидно, что Запад понимает, что в кавказском конфликте трудно добиться абсолютного успеха, однако  он хочет лишить этой возможности и Россию. А августовская грузино-осетинская война закрепила в качестве факта то, что Россия готова драться за Кавказ, а остальные готовы лишь осуждать или беспокоиться. После газового соглашения с Азербайджаном прямо можно сказать, что Россия шаг за шагом  вновь завоевывает Южный Кавказ. И в этой плоскости, пока она не добилась своей окончательной цели, коей является подтверждение своего абсолютного правления  в этом хрупком регионе (пускай и под именем СНГ), Карабахский вопрос решен не будет, оставшись для всего южнокавказского региона в качестве рычага для диктата воли. 

Этот регион действительно дорог, поскольку можно ударить и по России, и по Турции и по Ирану, расширяя влияние в Черноморском и Каспийском бассейнах. А желающих ударить по этим трем государствам, а также мечтающих пользоваться морскими дарами немало. Помимо этого для пантуранизма единственным препятствием является Кавказ, который тормозит турецко-азербайджанское объединение и предъявление реальной заявки на Атрпатакан. А эта программа генетически противоречит интересам России и Ирана, и для Армении ее реализация равнозначна смерти. И вес Армении в этих сложных стремлениях первостепенен, поскольку на деле и на ощутимых уровнях мы путаем все карты с Россией и Ираном. При этих обстоятельствах они имеют для нас естественный статус союзника. Но известный факт, что Россия не раз жертвовала армян на поле боя и вокруг стола переговоров, используя как разменную монету. Одновременно теряя Восточную Европу, Россия не может уступить Кавказ. Это противоречит российскому империализму, который проснулся в новой одежде, однако с неизменным настроением.   С этой точки зрения необходимо по мере возможности серьезно воспринять стремление Запада вовлечься в кавказские проблемы, даже поддержать его, чтобы исключить одностороннюю и исключительную зависимость и представление со стороны некоторых в качестве жертвы.  Однако, если до сегодняшнего дня это удавалось осуществить благодаря комплементарной политике, грозному продвижению России, то сейчас возможность этих шагов постепенно может убавиться или быть не очень эффективным. И сегодня активизация на армяно-азербайджанских и армяно-турецких фронтах исходит не от откровенного стремления логики урегулирования конфликтов, а от замысла извлечь разного рода уступки и оказаться в  более выгодном положении. Та имитация, что близко решение Карабахской проблемы, толкает все стороны на активный диалог и ... торговлю. А в этой уже кажущейся бесконечной «купле-продаже», во всяком случае, конфликтующие стороны выходят, что-то уступив и продав, а арбитры - что-то купив и выиграв. И конфликт остается неурегулированным и долгое время может задействовать  упомянутую  логику. 

Тем не менее, у Армении нет выхода, чем противостоять этим разного рода противоборствующим силам и не позволить, чтобы борьба за Южный Кавказ вновь завершилась по вероятному и раз уже примененному сценарию - оставив Арцах в составе Азербайджана.  Наша нефть - это наше стратегическое расположение и наше стремление правильно его использовать. И будучи лишенной возможности сделать единственный правовой и независимый шаг, Армения обречена союзничать с великими мира сего и стремиться добиться успеха путем увеличения своей полезности. А эта полезность исходит из внутренней солидарности, уровня вовлеченности Диаспоры в вопросе усиления мощи Армении и боеготовности армянской армии. Мы армяне никогда не должны забывать, что английские корабли в свое время не поднялись на горы Армении, поскольку единственным союзником наций, неспособных сражаться, - смерть, а утешением - приход Спасителя в неопределенный день и не знаешь когда.

Артак Саркисян

Последние материалы этого заголовка