Комментарии

04.10.2012 09:40


По какому пути пойдет Армения?

По какому пути пойдет Армения?

Прошедшие в Грузии исторические выборы показали, что наш сосед сделал огромный шаг на пути к демократии и развитию. Можем с уверенностью констатировать, что Грузия тем самым безоговорочно превращается в серьезное региональное государство, а Саакашвили – в достойного подражания регионального лидера.

Сейчас уместно провести в контексте грузинских выборов параллели между странами Южного Кавказа (Арменией, Грузией и Азербайджаном) и увидеть, какую миссию взяла на себя каждая из них и по какому пути идут эти страны.  

Грузия

В период правления Эдуарда Шеварднадзе Грузия превратилась в прогнившую страну, где коррупция и преступность были повсеместными. До революции бедность была на уровне 60%, а число крайне бедных составляло около 20% населения (это официальные данные). Государственная казна была практически пустой, в результате чего зарплаты работников бюджетной сферы задерживались месяцами. Доля капитального строительства была мизерной, а инвестиционная среда – неблагоприятной.  В 2001-2006 гг. грузины приезжали в Армению, чтобы начать здесь свой бизнес (от пекарен до торговых объектов).

Обладая сравнительно выгодным географическим положением, Грузия экономически ощутимо уступала Армении. Прибыльные ветви экономики были поделены между братом ШеварднадзеНугзаром, «своими» и действующими под покровительством президента преступными группировками.  

Внешнеполитический вектор «Старой лисы» был якобы пророссийским, однако характеризовать прозападно или пророссийски ориентированным руководителя, не имеющего концепции развития государства, было бы преувеличением.

Что касается автономий, то возглавляемая Асланом Абашидзе Аджария не подчинялась Тбилиси или делала это формально, а Абхазия и Южная Осетия де-факто были вне состава Грузии.

Придя к власти посредством «революции роз», Михаил Саакашвили начал проводить широкомасштабные реформы в системе госуправления и в бизнес-сфере.  

Несмотря на то, что Саакашвили получил тяжелое наследие, ему, тем не менее, удалось провести в стране коренные реформы и установить там порядок. Коррупция в государственных органах, непосредственно общающихся с населением, практически искоренилась. Для малого и среднего бизнеса были созданы нормальные условия. Начались осуществляться проекты многомиллионного капитального строительства. Экономика вошла в этап динамичного развития. 

Кстати, в результате реформ в Грузии и тигрансаркисяновских «преобразований» в Армении в соседней стране оказался капитал армянского происхождения (в том числе –родственников Тиграна Саркисяна), что было результатом не расширения, а бегства капитала.

Несомненно, у власти Саакашвили были и свои недостатки. Параллельно с созданием нормальных условий для малого и среднего бизнеса, власти взяли в свои руки практически весь крупный бизнес. Основные финансовые потоки страны оказались под контролем Саакашвили и Мерабишвили (главы МИД Грузии, а затем – премьера страны). То есть, экономика Грузии обладает высоким уровнем централизации, что ограничивает возможности развития, так как малый и средний бизнес лишаются возможности стать крупным.  

Саакашвили допустил ошибки и во внешней политике. Путь евроинтеграции был избран правильно, однако президент Грузии ошибочно считал, что сближение с Западом обязательно предполагает плохие отношения с соседней Россией.

Эксцентричность во внешней политике привела к тому, что Михо пошел на авантюру в вопросе Южной Осетии, в результате чего Грузия потеряла Южную Осетию и Абхазию уже де-юре. Правда, впоследствии Саакашвили, признавая свою ошибку, попытался наладить отношения с официальной Москвой, однако по известным причинам, не смог этого сделать. После этого стало понятным, что грузинское общество само найдет решения.  

Последними парламентскими выборами в Грузии народ этой страны продвинулся на шаг вперед и пошел за основным оппонентом Саакашвили – Бидзиной Иванишвили, так как последний предлагал сохранить главную линию на евроинтерграцию с параллельным налаживанием отношений с Россией. Грузия пошла путем создания противовесов, который открывает новые возможности для развития. 

Заметим, что на выборах в Грузии, по сути, не было проигравших. Победили грузинское общество, новый курс Иванишвили и, наконец, сам Саакашвили, который, фактически, смог создать такую систему, при которой оппозиция может придти к власти посредством выборов, а власть – цивилизованным образом стать оппозицией. Стоит особо отметить, что впервые за весь постсоветский период в нашем регионе власть сменяется путем выборов, к тому же – без потрясений. Это серьезное достижение, и грузинский народ можно с этим поздравить.     

Если охарактеризовать зафиксированные на выборах в Грузии результаты простым языком, то мы получим следующую картину: грузины сказали Саакашвили, мол, хорошо, что он избрал путь евроинтеграции, но так как он не можешь наладить отношения с Россией и стремится сконцентрировать экономику в своих руках, то он должен уйти, а вместо него отношения с русскими наладит другой, однако при этом он может остаться сильной оппозицией, чтобы обеспечить необратимость своих достижений. В этом и состоит выбор грузинского народа, и он правилен.   

Известный политолог Хантингтон считал, что, если в стране демократического транзита два раза подряд власти без потрясений сменяются посредством выборов, то можно сказать, что данное государство уже бесповоротно встало на путь демократии. В этом плане Грузия уже преодолела первый этап, и если Иванишвили продолжит предпринимать настолько же прогрессивные шаги, как и Саакашвили, то мы получим страну, живущую по европейским стандартам.    

Итак, перед политической элитой Грузии в лице власти и оппозиции стоит миссия вестернизации системы государственного управления, развития экономики, интеграции в западные структуры, установления с Россией добрососедских отношений и превращения в регионального лидера (кстати, то же самое нужно и Армении). 

Азербайджан

Во вражеской для нас стране царит классический султанат с прогнившей системой госуправления и коррумпированными отношениями. Оппозиции на практике не существует. Большая часть населения находится в состоянии бедности. Клан Алиева и его жены владеет почти всем богатством страны и распоряжается нефтедолларами по своему усмотрению.

Ильхам Алиев кормит свой народ  идеями о завоевании Карабаха и Армении, заверяя, что нефтедоллары направляются на реализацию программы по созданию Великого Азербайджана. Правда, большая часть финансовых потоков страны растрачивается Алиевым, но факт также в том, что он вооружается и готовится к войне. На внутриполитической арене у него не будет альтернативы до тех пор, пока азербайджанцы верят в алиевские обещания завоевать Карабах и Армению.

В Азербайджане пропагандируется фашизм и таким образом предпринимается попытка превратить живущих идеей ненависти к армянам азербайджанцев в нацию по варианту «если ты азербайджанец, значит должен ненавидеть армян». Руководствующийся регрессивной системой ценностей народ зомбируется при помощи государственной пропаганды. В Азербайджане царит антиармянсикий психоз, который получает маразматические проявления, демонстрируя комплекс неполноценности проигравшей страны. Но факт в том, что люди живут антиармянскими идеями и ожиданием создания Великого Азербайджана.

Итак, политическая элита и народ Азербайджана видят свою миссию в уничтожении Армении и Карабаха, а затем – в присоединении к Азербайджану населенных азербайджанцами районов Ирана, Грузии и РФ.

К чему же приведет их данная мечта – тема для другого разговора, но нужно констатировать, что у нашего врага есть конкретная программа и вектор, и только от нас зависит, претворится ли в жизнь желание Алиева.

Армения

Царящая в Армении ситуация известна всем. Трудно сказать, куда движется и чего хочет возглавляемая Сержем Саргсяном власть, но легко предугадать, что, если так продолжится, то Армения может утратить свою независимость, и это не преувеличение.

В государственных и национальных вопросах у властей Армении, в отличие от властей Грузии и Азербайджана, нет миссии.

Внешняя политика Саргсяна зависит от «курса дня», и он может играть роль сторонника как прозападной, так и пророссийской и даже протурецкой ориентации, в результате чего Армения превращается в «футбольный мяч», с которым даже считающаяся одним из европейских аутсайдеров Венгрия поступает, как хочет.

Правда, оказавшись в 2008г. в президентском дворце, Саргсян захотел взять на себя миссию «голубя мира» и стать открывшим границу с Турцией и решившим Карабахскую проблему президентом, но, как и ожидалось, он предался идеям туркобольшевизма, не решив ни одной проблемы. Инициировав «футбольную» дипломатию, он нанес нашему государству существенный урон, еще больше подстегнув наглость Азербайджана.

На словах Серж Саргсян предстает сторонником евроинтеграции, а подконтрольные президентскому дворцу СМИ преподносят его в качестве прозападного деятеля, однако действия лидера РПА показывают, что его взгляд направлен на восток: он стремится построить султанат азербайджанского типа. В конце концов, прозападный деятель не сфабриковал бы против своих оппонентов дело, напоминающее «Процесс» Кафки и не создал бы систему госуправления вроде описанной в «Ферме животных» Оруэлла.

Во внутренней жизни Серж Саргсян стремится к опустошению политического поля и построению посредством клиентизации «политических деятелей» султаната азербайджанского типа, но без нефти и газа. В результате, люди и капитал «сбегают» из страны, а бедность и внешний долг государства – растут.

Делается попытка постепенно превратить экономику в приусадебный участок президента и его зятя Микаэла Минасяна. Вместо того, чтобы думать о развитии страны, саргсяновский режим занят исключительно интригами и воспроизводством своей власти.

Состоявшиеся на днях в парламенте обсуждения по «делу» Вардана Осканяна показали, что система государственного управления оказалась в характерном для брежневских времен застое. От звучавших в парламенте выступлений попахивало большевизмом, а духи печально известных Вышинского и Берии витали в здании парламента. Поддерживающие ходатайство генпрокурора (от Арташеса Гегамяна до Никола Пашиняна) напоминали тех, кто в 1937г. писал доносы.

Провалившись по всем направлениям внешней и внутренней политики, Серж Саргсян хочет получить  возможность править еще пять лет. После этого он либо навсегда останется у власти, либо навяжет армянскому народу своего зятя. Последний же, чувствуя, что дела его тестя плохи и что команда нашего Иванишвили – Гагика Царукяна – может совместно с другими силами осуществить в Армении смену власти, впал депрессию.

Чем всё это закончится, станет ясно в феврале следующего года. Одно очевидно –«грузинская осень» окажет свое существенное влияние на «армянскую зиму».

Подытожим

Как политические элиты, так и общества двух соседних с нами государств имеют конкретную миссию. Хорошо это для нас или плохо – другой вопрос, но факт в том, что руководители и народы Грузии и Азербайджана знают, чего они хотят. А чего хотят власти и общество Армении?

В 1988г. четко осознававший свою миссию, мечтавший о развивающейся и независимой Армении и одержавший блестящую победу в Карабахской войне армянский народ сейчас оказался в неопределенности.

Более, чем очевидно, что возглавляемая Сержем Саргсяном система должна претерпеть кардинальные изменения. У действующего президента РА нет миссии, а если и есть, то только личного характера – править и обогащаться, то есть стать армянским туркменбаши. Но ведь Армения не может быть государством без миссии, тем более – в таком напряженном регионе. Если мы продолжим и дальше слабеть, то наши враги нас попросту загрызут. Следовательно, смена власти в 2013г. является не вопросом замены нынешнего президента кем-то другим, а вопросом самого существования нашего государства.

Мы обречены иметь государство с нормальной системой, поскольку в противном случае просто исчезнем с политической карты мира. Наши реформы должны быть шагом вперед по сравнению с реформами в Грузии. Мы должны иметь динамично развивающуюся экономику, современную политическую систему, профессиональную армию, защищенного и защищающего полицейского, достойного гражданина, чтобы суметь сдержать воинствующий аппетит Азербайджана и, наконец, лишить нашего врага возможности осуществить свою миссию, что пошатнет это государство уже изнутри.

«Армения без Сержа Саргсяна»  вот тот лозунг, который должен быть ключом к единению всех обеспокоенных будущим Армении политических сил, социальных групп и отдельных лиц.

Национально-демократические перемены вот та идеологическая основа, которой должны будут руководствоваться осуществившие смену власти политические силы.

Андраник Теванян

Последние материалы этого заголовка