Интервью

12.04.2010 19:15


Лилит Арзуманян

Лилит Арзуманян

Интервью с литературным критиком Лилит Арзуманян

-2 апреля исполнилось два года президентства Сержа Саргсяна. Как Вы оцениваете эти два года?

- Кто я, чтобы давать оценку? Не знаю, что конкретно было сделано. Во всяком случае, одно хорошо, что есть желание что-то менять. Например, во время правления прошлых властей мы всё время говорили о телевидении (для меня это очень болезненный вопрос) говорили, говорили, говорили, но никакого сдвига абсолютно не было. А сейчас, кажется пытаются что-то делать, может обеспокоенность наконец даёт свои плоды? Или возьмём к примеру это ненормальное дорожное движение, в этой сфере есть хоть какой-то сдвиг. По-моему, этого конечно очень мало для того, чтобы стать нормальной страной, а есть ли сдвиг в других сферах или в производстве оценки я дать не могу. Сегодня меня очень беспокоит одно. Палка не чиста с обоих концов и не знаешь, за какой конец взяться. Я была бы очень довольна, если бы в нашей стране считались с прессой. Пару дней назад моя подруга приехала из Германии (это страна, где есть порядок) и она рассказывала, что если какое-то официальное лицо делает что-то отрицательное (например за счёт государства едет в командировку в личных целях), то в прессе его так дискредитируют, что он по своей воле удаляется с арены. Я бы хотела, чтобы у нас было так же, но чтобы пресса была бы справедлива, потому что иногда читаешь её и видишь в ней столько субъективизма, что читать уже не хочется. Несмотря на это, слава и честь работникам нашей прессы за их бесстрашие. Больше всего меня огорчает падение нравов. Это причиняет мне самую большую боль.

- На фоне всего этого политического и социально -экономического кризиса власти говорят о положительных сдвигах. Это пропагандистская уловка или ...?

-Я не знаю. Как гражданке Армении мне бы хотелось увидеть эти сдвиги. Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране телевидение уважало наш язык, моральные нормы, соответствовало бы  уровню 21-го века. Этот вульгарный, примитивный страх, присутствующий в эфире пугает меня. Мне бы хотелось, чтобы наш город был чистым. Конечно, население тоже в этом виновато, но я захожу в метро и вижу что там чисто. То есть, если хозяева следят, то народ подчиняется. Я бы хотела, чтобы было ощущение хозяина. Я хотела бы, чтобы было видно, к чему приводят эти реформы в сфере образования. Я работаю в учреждении, которое подчиняется Министерству образования. Я наблюдаю за тем, как на протяжении лет наши министры полностью разрушили эту систему. Что сейчас происходит? Я прошу и призываю нашего президента, чтобы он посетил наши вузы и побеседовал бы с простыми преподавателями, которые просто сходят с ума. Теперь они занимаются математикой и делают расчёты какой-то кредитной системы. Надо было широко обсуждать вопрос о том, действительно ли нам был нужен этот Болонский процесс, выиграем ли мы что-нибудь от этого, куда мы в конце концов придём, так разрушая нашу систему образования ит.д.? Ведь это вопрос будущего нации. Чем была плоха советская система образования? Ведь все мы результат этой системы! Была ли нужда в том, чтобы разрушать её основательно? Я не понимаю. Ведь должен быть прогресс, не так ли? Но где он? Я неоднократно повторяла, что я не оппозиция по тысяче и одной причине, потому что сегодня, эти призывы к смене власти снова разрушают фундамент. Я сторонник очищения. А оно должно начаться сверху.

-Какие у Вас ожидания от встречи Эрдоган-Саргсян.? Как Вы считаете, какие будут развития?

-Я туркам не верю. Турок остается турком. Я не верю ему и не хочу дружбы с ним. Ничего не хочу. Я, как гражданка РА, боюсь их. По моему глубокому убеждению, с турками можно было начать отношения лишь после того, когда они попросили бы прощение за поступки их предков. Поскольку турки еще не сделали этого, любые отношения с ними просто ужасны.

-Во всяком случае, со стороны президента РА была инициатива, а сегодня будет встреча. Как Вы считаете, что будет?

-В действительности я ничего не могу сказать. Надеюсь на то, что турки сами не согласятся.

-А какие у Вас прогнозы относительно Карабахской проблемы?

-Ничего не могу сказать. Это вопрос уже стал для меня болезненным. Я потеряла в Карабахской войне двоих двоюродных и одного родного брата. Вы представляете, как болезненна для меня эта проблема? Я даже не хочу думать на эту тему. Когда говорят, что возвратят земли, то я даже от этих слов с ума схожу. Я не представляю, чтобы сегодня, например, Серж Саргсян думал об этом. Я не верю и не хочу верить. Я сама, наверное, получу от этого душевное помешательство, поскольку не представляю, что в мире есть такой народ, который росчерком пера отдаст кровью завоеванную землю. У нас была очень абсурдная история, но до такой степени я не представляю.

-Видите ли Вы вероятность возобновления войны?

-Если мы будем непоколебимыми и сильными, то никакая война не возобновится. Война зависит от нашей стойкости. Я хочу видеть прогресс в стране, чтобы народ верил. В конце концов, если завртра будет война побеждать снова  нашему  народу. Я хотела бы, чтобы у нас были такие власти, которым можно верить, чтобы я верила им.  Сейчас у меня есть крупинка веры в тот факт, что пытаются что-то сделать, но должна измениться общая моральная атмосфера. Мы говорим о телевидении. Кажется, что это, что о нем говорят? Но это огромная вещь, целое мышление. Посредством него мы сегодня формируем наше молодое поколение, а оно просто ужасно. Скажем, сериалы. Я просто схожу с ума. Что у нас много было незаконнорожденных детей, что сейчас показывают? Показывают мое поколение, но мое поколение, поколение 70-х было порядочным, нормальным, с очень здоровым мышлением, здоровым образом мышления. Из тысячи одна рожала ребенка без мужа и то понятно от кого. Сейчас во всех сериалах какие-то незаконнорожденные дети, какие-то криминальные нелепости. Но ведь это не мы, достаточно. Хватит. Можно до такой степени быть примитивными и глупыми? Нельзя. Говорят, что нация этого хочет. Но власти, не спрашивают себя, почему они превращают свою нацию в дебилов? Цель такая? Ведь, дебильный народ завтра не будет бороться за свою землю. Одним словом, я хочу чистоты моральной атмосферы. Этого сегодня нам не хватает. Это необходимо нам как воздух и вода.

Беседу вела Эгине Арутюнян

 

 

 

Последние материалы этого заголовка