Комментарии

02.11.2018 14:40


Дает ли команда Никола Пашиняна трещину: принципиальная позиция помощника вице-премьера

Дает ли команда Никола Пашиняна трещину: принципиальная позиция помощника вице-премьера

В апреле было заявлено о начале бархатной революции. И хотя в идейном и ценностном плане никакой революционной мысли или формулы не прозвучало («Сделай шаг, отвергни Сержа!» – лозунг, утративший свой смысл 23 апреля), тем не менее, произошедшее внешне носило революционный характер, с вовлечением широких народных масс.

Революция еще предстоит, но бархатная уже была. Речь о бескровной смене власти.

Лишь мизерная часть прозвучавших с площади заявлений содержала в себе идейные или концептуальные положения. Выделялось лишь требование принятия нового Избирательного кодекса, отказа от рейтинговой избирательной системы и перехода на полностью пропорциональную систему. То есть, если в имевшем место в мае-апреле и было что-то революционное, то это касалось нового избирательного законодательства (изменения должны были быть осуществлены также в законе о партиях). Примечательно, что Никол Пашинян оказался непоследователен в реализации именно этого требования. Более того, была достигнута своеобразная договоренность между ПГД, РПА и ППА на тему распределения мест в будущем парламенте для власти и оппозиции. Главной гарантией соблюдения этой договоренности было сохранение рейтинговой избирательной системы, что и было сделано.

За вычетом всех «зомби» остальным понятно, что голосов Пашиняна в парламенте было достаточно для принятия нового Избирательного кодекса, но эти голоса не были мобилизованы, и РПА тут ни при чем, как бы ни пытались это преподносить члены команд Пашиняна и Царукяна.

Рейтинговая система нужна была ПГД, РПА и ППА для того, чтобы оставить остальные силы за бортом парламента.

Итак, выступавший против рейтинговой избирательной системы Пашинян после становления премьером оказался ее сторонником (как и в случае с накопительной системой, кадрами предыдущего режима и остальным).

Заметим, что в этом своем поведении Пашинян не оригинален. Пришедшие к власти посредством революции или революционных технологий и популистских призывов во все времена и во всех странах становились антиреволюционерами и антипопулистами, как только оказывались у руля правления.

Накануне появилась первая «ласточка» критики подобного поведения новой власти. С принципиальной позицией выступил помощник и.о вице-премьера РА Тиграна АвинянаМикаэл Нахапетян. На своей странице в «Facebook» он представил подробности:

«С трибуны революции было заявлено, что до проведения выборов необходимо изменить Избирательный кодекс, исключить представленность бизнесменов в парламенте. И для этого собравшиеся на площади Республики люди посчитали необходимым сформировать временное правительство до проведения основных выборов. Избирательный кодекс РА являлся ключевым пунктом этой заявленной программы. Об этом было заявлено с трибуны революции, с трибуны Национального собрания Армении, это зафиксировано на первой странице программы временного правительства.

Временное правительство провалило это своё обязательство».

Давая оценку произошедшему, Нахапетян представил заявление об увольнении:

«В сложившейся ситуации ответственность перед обществом чрезвычайно важна. И, поскольку отныне нет никаких возможностей исполнять взятые обязательства, мне не остается ничего другого, кроме как покинуть должность в качестве последнего акта ответственности перед людьми, которые серьезно относились к озвученным принципам, в качестве оценки провала ключевой цели моего нахождения в правительстве».

Фактически, на фоне колоссального наплыва во властное судно Никола Пашиняна наблюдается также отток. Конечно, по масштабам они несопоставимы, но, в любом случае.

Объяснения «иммигрантов» схожи и напоминают лесть Армена Ашотяна в адрес Сержа Саргсяна. Формулировка же «эмигранта» была принципиальной и достойной. Это та небольшая трещина, которая может разрастись из-за фактического отсутствия оппозиции.

Если нет противовешивающей силы извне, то оппонирующие рождаются изнутри. Насколько же это станет трендовым, сказать трудно. По крайней мере на начальном этапе пример Микаэла Нахапетяна вряд ли станет внутри властного крыла повсеместным, ведь подавляющее большинство оказавшихся в команде Пашиняна интересует сугубо вопрос власти. Как и самого Никола Пашиняна.

Айк Усунц

Последние материалы этого заголовка