Мнение

07.12.2009 10:28


От Майндорфа до Афин: не замечая очевидного

От Майндорфа до Афин: не замечая очевидного

Официальный Ереван сделал очередной шаг назад, особенно в плане восприятия урегулирования карабахского конфликта. В ноябре 2008г. в Майндорфской декларации был допущен промах: на уровне президентов было зафиксировано, что стороны в вопросе урегулирования будут руководствоваться «нормами и принципами международного права и на основе принятых в этих рамках решений и документов». «Принятые решения» в основном содержали в себе неблагоприятные для армянской стороны формулировки, против которых ранее армянская сторона выступала или голосовала против, а в Майндорфе фактически подписалась под ними.

В рамках состоявшейся на днях в Афинах встречи министров ОБСЕ была допущена еще одна ошибка: из документа, лежащего на столе переговоров, были выделены принципы, являющиеся частью Хельсинкского заключительного акта (неприменение силы или ее угрозы, территориальная целостность, равноправие народов и право наций на самоопределение). Эти принципы отныне узаконены на уровне Совета министров ОБСЕ. В заявлении закреплено, что Армения и Азербайджан признают их в качестве основы урегулирования.

Азербайджанская сторона, помимо фиксации принципа территориальной целостности, как бы это ни показалось спорным, может считать дипломатическим достижением также закрепление принципов равноправия народов и права наций на самоопределение.

Очевидно, что если даже Баку признает в качестве принципа право народов на самоопределение, то рассматривает его в рамках территориальной целостности Азербайджана. Такое же восприятие и у международного сообщества, когда Эльмар Мамедьяров говорит о «предоставлении Нагорному Карабаху права на самоопределение в составе Азербайджана».

Вторая важная и опасная для армянской стороны формулировка, которая была зафиксирована в совместном заявлении - это «равноправие народов». Подобная формулировка нашла свое место и в заявлении президентов США, Франции и России по Карабахской проблеме, принятом в июле в Аквиле в ходе саммита «Большой восьмерки».

Как Азербайджан, так и международное сообщество под «равноправием народов» понимает также равенство прав азербайджанцев и арцахских армян в Нагорном Карабахе. Формулировка «равноправие народов» взято из восьмой главы Хельсинкского заключительного акта, однако до тех пор, пока окончательно не уточнены детали референдума в Нагорном Карабахе, подобная формулировка может работать против армянской стороны.

Это политические нюансы, которые армянская сторона не должна была игнорировать так же, как не игнорировала их в прошлом. Фиксация принципов территориальной целостности и права на самоопределение в качестве основы урегулирования карабахской проблемы для Армении и Нагорного Карабаха может быть приемлемой только в том случае, если за этим следует четкая формулировка и такие же четкие гарантии того, что в Нагорном Карабахе будет проведен референдум, по которому НК без ограничений определит свою судьбу. Армянская сторона не должна была допустить закрепления принципа территориальной целостности до тех пор, пока между сторонами полностью не согласован документ, в котором еще должны быть определены все параметры самоопределения.

А прежде документы, Майндорфские и Афинские документы, накапливаясь, будут работать против армянской стороны, нейтрализуя то, что армянская сторона достигла в результате работы на протяжении лет.

Татул Акопян (Фонд Civilitas)

Последние материалы этого заголовка