Лента новостей

11.04.2016 21:30


Глава офиса Кочаряна: Карабах вывел из переговорного процесса Тер-Петросян

Глава офиса Кочаряна: Карабах вывел из переговорного процесса Тер-Петросян

Руководитель офиса второго президента Армении Роберта Кочаряна Виктор Согомонян ответил первому президенту Левону Тер-Петросяну. Сайт 2rd.am направил запрос в офис второго президента Армении с просьбой прокомментировать ту часть выступления Левона Тер-Петросяна на Площади Свободы на митинге 1 марта, где упоминались Роберт Кочарян и его деятельность, в частности, в сфере внешней политики и урегулирования карабахского конфликта. Представляем статью Виктора Согомоняна, опубликованную по этому поводу:

«На митинге 1 марта лидер Армянского национального конгресса Левон Тер-Петросян выступил со свойственной ему длинной речью. Я, естественно, не собираюсь анализировать всю речь, но должен остановиться на следующих двух заявлениях.

«Как известно, в 1990-ые годы власти Армении, освободившись от традиционной идеологии некогда лишенной государства нации, решили осуществлять реалистичную политику, созвучную с основополагающими принципами международного права и исходящую исключительно из интересов государства. И неслучайно, что все завоевания внешней политики независимой Армении совпадают с этим периодом времени. Причем, это не только мое мнение. В свое время эту очевидную реальность зафиксировали и оценили такие люди, как Вазген Саркисян, Роберт Кочарян, председатель Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики Артур Товмасян и другие (ежедневник «Республика Армения», 19.09.1996).

После 1998 года в основу внешней политики Армении была поставлена задача международного признания Геноцида армян, за что нашей стране принудили создание комиссии армянских и турецких историков. Одновременно режим Кочаряна допустил во внешней политике еще один, более грубый провал: Нагорно-Карабахская Республика, которая до этого являлась полноправной стороной конфликта, вышла из процесса урегулирования, и задача самоопределения армян Нагорного Карабаха превратилась в предмет армяно-азербайджанского территориального спора». Эти два заявления Тер-Петросяна – не что иное, как низкокачественная агитационная уловка, рассчитанная на то, что память нашего общества короткая, а правда больше никого не интересует.

Во-первых, об успехах внешней политики Армении. В 1996 году, накануне пятилетия независимости (статья, на которую ссылается Тер-Петросян, датируется 19 сентября 1996 года), ни Роберт Кочарян, ни Вазген Саркисян, ни Артур Товмасян не имели никаких оснований для сравнения качества нашей дипломатии и успехов, если не считать внешнюю политику Армянской ССР. Другой вопрос – сейчас, спустя два десятилетия с отмеченного периода времени, когда можно, по крайней мере, зафиксировать тот факт, что самым большим «достижением» внешней политики Тер-Петросяна был Лиссабонский саммит и переговоры по предоставлению широкой автономии НКР в составе Азербайджана, как меньшее из зол. Сравним с периодом правления Роберта Кочаряна, когда начался так называемый «пражский процесс», в ходе которого были закреплены:

а) право народов на самоопределение в качестве одного из основополагающих принципов урегулирования конфликта,

б) положение о проведении референдума по вопросу будущего НКР.

А теперь по поводу второго заявления, где Тер-Петросян настаивает на том, что: 1. включение международного признания Геноцида армян во внешнеполитическую повестку было ошибкой режима Кочаряна, вследствие чего нашей стране принудили создать комиссию армянских и турецких историков; 2. грубым провалом кочаряновской внешней политики стал выход Нагорно-Карабахской Республики из переговорного процесса. Здесь Тер-Петросян как будто между словом отмечает, что до этого НКР была полноправной стороной переговоров по урегулированию конфликта.

1. Об основаниях включения вопроса международного признания Геноцида армян во внешнеполитическую повестку в одной из своих книг рассказал бывший министр иностранных дел Вардан Осканян, и мне остается только вновь изложить его слова.

«У первой Армении есть обязательство перед армянским народом поднять вопрос Геноцида и достичь его признания в качестве минимальной компенсации армянам за совершенное беспрецедентное преступление. Во-вторых, в качестве представителя народа, ставшего жертвой первого геноцида 20-го века, у руководства Армении есть обязательство перед человечеством быть последовательным в вопросе признания и осуждения Геноцида, способствуя предотвращению других геноцидов. В-третьих, уже со времен обретения независимости умеренное поднятие этого вопроса со стороны Армении не способствовало конструктивным шагам со стороны Турции и установлению дипломатических отношений. Наконец, внося вопрос признания Геноцида армян во внешнеполитическую повестку, мы не превратили его в предусловие для установления нормальных, добрососедских отношений с Турцией».

Результаты этого направления внешней политики Армении известны всем, и о них, думаю, никто не забыл: в 1998 – 2008 гг. более десятка стран на государственном уровне признали факт Геноцида армян, начался беспрецедентный процесс консолидации, значительно повысилась роль Армении в регионе, премьер-министр Турции направил письмо Кочаряну, пытаясь найти какие-то точки соприкосновения, и это, как говорится, не от хорошей жизни: было очевидно, что Турция постепенно оказывается в безвыходной ситуации. Уверен, многие помнят, что творилось вокруг Турции в этот период времени.

Одним словом, здесь все ясно и понятно, даже не стоит повторять общеизвестные факты и реалии. По сути, именно отсутствие более или менее обоснованных аргументов является причиной того, что Тер-Петросян пытается выдвинуть тезис, что комиссия историков была навязана Армении в качестве негативного результата отмеченной политики. Резюмируя, здесь уместно процитировать часть ответа Кочаряна известному письму Эрдогана (2005 год): «За развитие двусторонних отношений ответственны правительства, и мы не имеем права делегировать эту ответственность историкам. Именно в этом причина, что мы предлагали и предлагаем установить нормальные отношения между нашими странами без предусловий. В этом контексте межгосударственная комиссия может встретиться для обсуждения нерешенных проблем между нашими двумя странами и достичь взаимопонимания». Наивно полагать, что Тер-Петросян не знаком с содержанием этого письма или не понимает смысл слова «принуждение».

2. Несколько лет назад с «легкой» руки Тер-Петросяна и его агитаторов (которые сегодня, кстати, ведут беспощадную войну против своего бывшего идола) на нашем информационном поле возникла фальсификация о том, что Роберт Кочарян, пользуясь своим статусом первого президента НКР, а также тем обстоятельством, что он является выходцем из Карабаха, якобы согласился на выход НКР из переговорного процесса и таким образом совершил непростительную ошибку, которая всех нас обрекла на большие трудности. В марте 2010 года я подробно ответил на эту фальсификацию (http://news.am/rus/news/17772.html). Исторические факты, несомненно, доказывают – представители НКР перестали участвовать в переговорном процессе минимум за один год до избрания Роберта Кочаряна президентом Армении. А встречи и переговоры президентов Армении и Азербайджана периодически организовывались, начиная с 1990 года, параллельно Минскому процессу. Левон Тер-Петросян вел переговоры и с Аязом Муталибовым, и с Абульфазом Эльчибеем, и с Гейдаром Алиевым. Более того: одновременно организовывались частые встречи между представителями двух президентов – Жирайром Липаритяном и Вафа Гулузаде (в 1995 – 96 гг. состоялось 11 таких встреч). Переговоры между президентами Армении и Азербайджана продолжались также после избрания Роберта Кочаряна, с тем важным отличием, что, по требованию нового президента Армении, сопредседатели Минской группы ОБСЕ в обязательном порядке (не считая исключения) посещали НКР и вели переговоры с представителями официального Степанакерта. Здесь возникает логический вопрос: кто в этом случае вывел НКР из переговорного процесса? Никто иной, как Левон Тер-Петросян и его главный советник Жирайр Липаритян. Процитирую одно сообщение, опубликованное в номере газеты «Айк» от 25 января 1997 года. «Армения больше не будет вести переговоры с Азербайджаном вокруг вопроса Карабаха без участия Нагорно-Карабахской Республики. Об этом заявил главный советник президента Армении Жирайр Липаритян, выступая в Лондоне на конференции «Перспективы Закавказья». Господин Липаритян сообщил, что это решение Армения приняла по причине того, что, как показал саммит ОБСЕ в Лиссабоне, Азербайджан стремится использовать двусторонние встречи с целью постепенного вывода карабахской стороны из переговоров. По его словам, в свое время Армения пошла навстречу и приняла предложение Азербайджана провести двусторонние переговоры, чтобы облегчить ход переговоров».

Согласитесь, что цинизм Тер-Петросяна, как и степень лжи агитационной машины этого пошиба поражают. Они столько лет обвиняют второго президента за то, что сделали сами.

Повторю: два заявления Тер-Петросяна – не что иное, как низкокачественная агитационная уловка, рассчитанная на то, что память общества короткая, а правда никого не интересует. Тер-Петросян не раз доказывал, что не имеет моральных преград, весьма злопамятен и никоим образом не хочет забывать, почему и из-за кого ушел из власти. Так что, несомненно, темы, касающиеся Роберта Кочаряна, еще долгое время будут в центре его выступлений».

«news.am»

Последние материалы этого заголовка